Ассоциацией «Поволжская Гильдия Риэлторов» проведен Всероссийский Круглый стол в рамках, которого были выявлены проблемы при исполнении агентствами недвижимости на практике норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее –«115-ФЗ»). В связи со сложившейся ситуацией будет составлено обращение в органы законодательной власти и в Росфинмониторинг по следующим вопросам:
1. Передать обязанности по направлению информации в уполномоченный орган о сделке, подлежащей обязательному контролю, согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты закона обязаны представлять в Росфинмониторинг, помимо сведений о виде, дате, сумме операции, и основаниях ее совершения, ещё и информацию обо всех сторонах сделки (как физических так и юридических лицах) содержащую данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, ИНН (при наличии), адрес его места жительства или места пребывания; для юридического лица: наименование, ИНН, государственный регистрационный номер, место гос. регистрации и адрес местонахождения юридического лица.
Агентства недвижимости (далее - АН), как правило, не являются стороной договора купли-продажи, и не могут обладать всеми сведениями о сторонах договора купли-продажи, необходимыми для предоставления информации о сделке.
Оказывая посредническую услугу одной стороне договора купли-продажи, АН не имеет права:
- требовать предоставления идентификационных сведений от второй стороны договора, не являющегося клиентом агентства;
- требовать от клиента предоставить копию договора-купли продажи, информацию об условиях договора, сведения о дате подписания договора, о переходе права собственности на объект недвижимости.
Отсутствие правовых оснований и специфика посреднической услуги в сфере купли-продажи недвижимого имущества, создает трудности для АН в получении соответствующих сведений и приводит к нарушениям сроков предоставления информации, что влечет за собой административную ответственность.
Предлагаем передать обязанности по направлению информации в Росфинмониторинг о сделке, подлежащей обязательному контролю, согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестру). Так как, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и при осуществлении своих функций в полной мере обладает всей информацией о сделках с недвижимым имуществом, необходимой для формирования сообщения и направления информации о сделке, подлежащей обязательному контролю.
2. Повысить порог суммы сделки купли-продажи недвижимого имущества, подлежащей обязательному контролю в связи с изменившейся стоимостью квадратного метра недвижимого имущества.
Пункт 1.1 статьи 6 с установленным порогом 3 миллиона рублей введен с 30.08.2004 Федеральным законом от 28.07.2004 № 88-ФЗ и до настоящего времени порог не повышался.
По статистике средняя цена 1 кв. м. за II квартал 2019 года по РФ составляет 52769,4 руб. В расчете площади типовой двухкомнатной квартиры, которая имеет площадь в среднем 60 кв. м., стоимость квартиры составляет 3 166 164 руб. АН, обязаны предоставлять информацию в Росфинмониторинг практически о каждой сделке, что не только представляется формальным и не отвечает целям закона №115-ФЗ, но и создает избыточную нагрузку на АН как на субъектов малого бизнеса. Реализация обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом предполагает значительные трудовые, финансовые и временные затраты!
С учетом изменяющейся стоимости квадратного метра недвижимого имущества на рынке недвижимости, считаем необходимым поднять порог стоимости недвижимого имущества, при сделке с которым, необходимо направить информацию в Росфинмониторинг минимум до 5 000 000 рублей, что будет наиболее соответствовать целям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и снимет избыточную нагрузку с агентств недвижимости.
3. Уменьшить объем сведений для идентификации руководителя юридического лица. Предоставление юридическим лицом информации о представителе юридического лица, как единоличного исполнительного органа юридического лица является избыточной. Предоставление такой информации противоречит принципам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Согласно пункту 10 Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» АН обязаны до приема на обслуживание идентифицировать лицо, являющееся представителем клиента, - в случае его обращения в качестве представителя клиента, и проверить полномочия такого лица. При обращении в АН в качестве представителя юридического лица лица, не являющегося единоличным исполнительным органом, АН идентифицируют также единоличный исполнительный орган данного юридического лица.
У АН возникают сложности с получением информации представителя клиента, как единоличного исполнительного органа, являющегося физическим лицом. Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставить АН, информацию, необходимую для исполнения ими требований ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.
Однако на практике, клиенты, являющиеся юридическими лицами, ссылаются на отсутствие в Федеральном законе № 115-ФЗ обязанности предоставлять информацию о единоличном исполнительном органе юридического лица, на Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Сложности в получении информации о физическом лице, которое не является клиентом, а только представителем клиента, приводят к проблемам при установлении договорных отношений с юридическими лицами, и вынуждают АН отказывать клиентам в приеме на обслуживание.
Согласно статье 5 закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»:
- обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки;
- содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Учитывая вышеизложенное, получение сведений о документах, удостоверяющих личность и место жительства единоличного исполнительного органа юридического лица, не отвечает принципам закона о персональных данных и являются избыточными. Указанные сведения не носят открытого характера и не раскрываются ФНС России в Едином реестре юридических лиц.
Полагаем, что информация о физическом лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица, должна запрашиваться Росфинмониторингом непосредственно в ФНС России.
Ситуация осложняется тем, что НЕВОЗМОЖНОСТЬ исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ влечет за собой наложение несоизмеримо высоких штрафов.
Ответственность за нарушения по данному ФЗ предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ – штраф за нарушения составляет от 50 000 рублей. Штраф за не предоставление информации в Росфинмониторинг от 200 000 р.
Петиция составлена Ассоциацией «Поволжская Гильдия Риэлторов» по результатам Всероссийского круглого стола от 16.09.2019 г. при поддержке генерального директора Межрегионального экспертного центра финансового мониторинга «Национальное Достояние» Пинигиной Елены Евгеньевны.
Президент Ассоциации «Поволжская Гильдия Риэлторов»
Юлия Алексеевна Овечкина.
ссылка на источник
http://chng.it/JCsNWrWGJs