Как часто в отношении риелторов в сфере аренды вы слышали прилагательное "недобросовестный/нечестный"? Посмотрим правде в глаза - довольно-таки часто. Причиной тому большое количество информационных агентств (как они сами себя называют), которые не ставят на первое место качество оказания услуг.
А как часто вы слышите словосочетания "недобросовестный арендодатель/собственник" и "недобросовестный арендатор/наниматель"? Полагаю, значительно реже - тогда ловите мою личную историю, где оба эти словосочетания объединились в одном человеке, 2 в 1, так сказать :)
Естественно, все имена и адреса изменены, но любые совпадения с реальными людьми... к сожалению, неслучайны.
Жила-была девушка по имени Алёна, владея, пользуясь и распоряжаясь квартирой на Петроградской стороне, обратилась она в наше агентство с просьбой найти ей хорошего арендатора.
Квартира сама по себе качественная: видовая, функциональная, использованы дорогие отделочные материалы. Одним словом, 150 квадратов счастья и уюта. Сдавалась не к спеху, т.к. арендодатель сама в ней жила.
Спустя какое-то время потенциальный арендатор был найден, им оказался Михаил - платёжеспособный петербуржец, готовый переехать в новую квартиру в течение месяца вместе со своей девушкой.
Задача была двухсторонняя: необходимо было не только поселить в квартиру арендатора, но и переселить саму Алёну, так как жить она хотела всё в том же Петроградском районе, но в другой квартире. Да, и так бывает. Крестовский остров тоже рассматривали, но, к сожалению, «Хочу» не всегда совпадает с «Могу». И вот тут началось самое интересное.
Я уже писала ранее статью: «кто? за что? и почему платит комиссию за услуги риэлтора?». Ну для общей картины, раскрою секрет: у нас был договор на оплату 50% комиссии как со стороны собственника, так и арендатора. Таким образом, финансовая нагрузка была распределена поровну, что является формулой успеха многих брокеров.
Алёна попросила помочь ей в подборе новой квартиры. Но узнав, что услуга по подбору квартир также стоит денег, она решила, что и сама неплохо справится с поиском объектов, сдаваемых от собственников напрямую. Однако, после пары неудачных попыток найти и договориться о просмотре различных элитных квартир, Алёна, посетовав о неудачах, вернулась к нам.
Итак, дело вроде бы движется к сделке и, собственно, к подписанию договора.
Проект договора был в кратчайшие сроки направлен обеим сторонам на согласование. Клиент Михаил сразу же выразил пару пожеланий по пунктам договора - согласовали. Алёна же решила проявить особый интерес к договору, что разумеется, правильно. Направив договор своему юристу, последовало обещание в течение 2-х дней прислать ответ.
Прошло 10 дней. Клиент негодовал. Я в свою очередь «танцевала с бубнами», краснела за собственницу, приносила извинения и каждый день напоминала о том, что пора бы прислать нам всем проект договора с правками и пожеланиями.
Пришел ответ на почту с долгожданным договором... в котором были удалены почти все! пункты, касающиеся ответственности арендодателя перед арендатором. Из серии: «Мне можно всё, тебе - ничего».
Ну а по телефону комментарий был таков, что в договоре не хватает пункта про запрет на содержание животных в квартире. Почти две недели юрист занималась добавлением этого пункта в договор, который, к слову, был там стандартно прописан!
В этот момент я уже четко понимала, что обязательно освещу эту историю, но еще не знала, что апогея абсурда мы пока не достигли.
Мы с клиентом понимали причину такого поведения, и как воспитанные люди просто ждали. Нужно сказать, что задаток за квартиру был переведен еще в самом начале и мы даже договорились о конкретной дате сделки. Вдобавок Михаил предупредил своего нынешнего арендодателя о том, что съезжает и со спокойной душой улетел в отпуск.
Шли дни и недели, но Алёна все тянула, поскольку из всех предложенных вариантов так и не выбрала себе квартиру, которая подходила бы её запросу. Тогда меня и осенило предложить ей один наш эксклюзивный объект, находящийся, правда, в Центральном районе, но зная, «слабости» и потребности клиента, я всё же рискнула предложить этот эксклюзив.
Изучив фото, вскрикнув от радости по телефону, Алёна попросила срочный просмотр объекта. Я выдохнула и подумала: «Слава Богу! Какая же я молодец. Всем угодила».
Два просмотра закончились фразой: «Я готова арендовать эту квартиру, супер! Предложение по цене сделаю в течение выходных».
Как вы думаете, что произошло дальше? Правильно, ни-че-го. Счастливого конца, где все жили долго и счастливо в своих шикарных квартирах, увы, не будет. История заканчивается СМС: «Маша, добрый день! Выбрала другую квартиру для себя. А еще мне тут предложили побольше денег за свою квартиру. Что делать будем?».
А делать, как говорится, нечего, в этот момент в голове мелькнула только мысль: "Честь выше корысти - не каждый дотянется".
P.S. С Михаилом всё хорошо, он всё еще в отпуске на Мальдивах (наверное, только это спасло Алёну от быстрой расправы - это шутка, если что), авансовые деньги, конечно же, были возвращены, а я по-прежнему люблю своих клиентов и надеюсь, что недобросовестных людей - будь то агенты, арендодатели или арендаторы - на моем пути будет как можно меньше. Чего и вам желаю :)